ШКОЛА   ПОРТФОЛИО   КОНТАКТЫ

                                                                                      

Конспект урока русского языка "Род имен существительных"

Класс: 5.    Тема: «Род имен существительных»

Тип урока: изучение новых знаний.

Цель урока:

  1. Предметные:совершенствовать умение определять род имен существительных.
  2. Метапредметные:
  • Развивать познавательные способности, логическое мышление (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы);
  • Умение грамотно и связно излагать свои мысли;
  • Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую, владеть разными видами чтения (ознакомительным, детальным).
  1. Личностные:
  • Формировать положительную мотивацию и интерес к изучению русского языка;
  • Умение слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
  1. Регулятивные:учиться понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, карточки с заданиями.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять род существительных.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Основная часть. Актуализация знаний (на основе изученного). Формулировка темы и задачи урока. Изучение нового материала. Первичное закрепление изученного материала. Физкультминутка. Упражнение на закрепление изученного материала. Самостоятельная работа с самопроверкой.
  3. Заключительная часть

 

Ход урока:

1.Организационный момент. Основная часть

Здравствуйте, ребята! Пусть доброе и солнечное настроение сопровождает нас в течение всего занятия и помогает справляться с учебными задачами, которые мы с вами определим в ходе работы. (0,5 минуты)

Актуализация знаний:

Сегодня на уроке вы будете постигать тайны родного языка. На ваших партах лежат конверты. Откройте их, пожалуйста, и достаньте жёлтые листочки. На них текст, давайте его прочитаем.

Мишка собой щуплый, вол…сы у него с весны были как лепестки

цветущего подсолнеч…ника, в июне со…нце обожгло их жаром,

взлохматило пегими в…храми; щеки, точно воробьиное яйцо,

исконопатило весну…ками, а нос облупился, потрескался шелухой.

 

(На слайде изображение Нахалёнка) Скажите, подходит изображение на слайде под описание? Из какого произведения этот отрывок? «Нахалёнок». А кто автор? Михаил Александрович Шолохов. Правильно. В этом году донскому писателю Шолохову исполняется 115 лет со дня рождения. (1905-1984).Он написал много произведений, которые вы будете изучать на уроках литературы.

Думаю, вы заметили, что в некоторых словах пропущены буквы. Давайте заполним пропуски. Вставляйте буквы ручкой в листочек. (По порядку устно)

Ребята, скажите, к какой части речи относятся слова с пропущенными буквами? (существительное) А что такое имя существительное? 3 минуты

Постановка проблемы урока:

На этом уроке мы продолжим разговор об имени существительном.

Недавно я прочитала письмо, которое поможет вам определить тему урока. Оно написано на русском языке, но слова звучат как-то иначе. Хотите послушать? Найдите в ваших конвертах зелёный лист с письмом и следите за мной.

«Здравствуй, мой милая подруга! Пишет тебе твоя далекий друг Майкл. Я часто вспоминаю наши домашние посиделки. Твой добрая мама угощала меня пельменями. А твоя папа учил меня играть в лото. Я полюбил Россию и русских людей за их доброту.

С нетерпением жду новой встречи,

Майкл»

Что вас удивило? Какие ошибки вы нашли? (назвать ребенка)

Скажите, почему Майкл допустил ошибки? Чего он не знает о русском языке? (род)

О чем же мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (род имен существительных)

Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока.

Для того, чтобы грамотно писать, недостаточно только исправить ошибки Майкла. Мы умеем правильно употреблять род в разговоре, так как говорим на русском языке с раннего детства. Но наши знания должны опираться на науку. Как думаете, чему вы должны научиться на этом уроке? (как определять род имен существительных). А для чего вам это нужно? (грамотно писать, быть грамотными) 2 минуты

Изучение нового материала:

Сейчас предлагаю вам послушать сказку.

    Жили в одном государстве слова существительные, было их много, и королева все время их путала. И вот однажды она издала указ: «Кто придумает для моих слов существительных знаки различия, тот будет награждён!».

   Услышали про это муж и жена из другого королевства. Муж набрал себе много слов и сказал: «Пусть они будут мои, мужского рода!», туда попали слова: муж, папа, дядя. И жена взяла себе много слов и сказала: «А это будут мои, женского рода!», сюда попали слова: жена, бабушка, мама. А те слова, что остались неопределенными (солнце, небо, яблоко) решили отнести к среднему роду.

   Королева наградила мужа и жену; вот так появился род у существительных. Королева перестала их путать, потому что знала секрет различия рода. Чтобы научиться определять род имен существительных, откроем секрет королевы: «Женский род запомню я и скажу: она моя. И запомню род мужской и опять скажу: он мой. Средний род: оно моё. Это правило моё!». (Видео, в конце стихотворение вывести фоном на экран)

Ребята, о чем эта сказка?

На какие три группы делятся имена существительные? Какие слова -помощники существуют?

Найдите в своих конвертах розовый лист с правилом существительного. Вложите эти листочки в свои дневники – это ваши памятки.

Первичное закрепление изученного материала.

А сейчас найдите в учебнике упражнение 32 на стр 124. Вам нужно распределить существительные в колонки по родам. Найдите в своих конвертах слово на голубом листе. Это слова из упражнения, по порядку вы должны распределить их на доске, и вам нужно записывать их в тетрадь. Запишите: упражнение №32, разделите тетрадный лист на 3 колонки, подпишите их. Готовы? У кого слово яблоко?.. (называть слова по порядку, проговаривать слова-помощники). Вы справились с заданием. Молодцы.  (4 минуты)

Как вы думаете, всегда ли легко определить род имен существительных? (вы правы, не всегда) У существительного много тайн, и сегодня мы раскроем некоторые из них.

Давайте подумаем с вами над словами стол и девочка. Девочка всегда будет какого рода? Женского. А стол, даже если мы нарядим его в рюши и бантики, как девочку, все равно будет какого рода? Мужского. А все почему? (Потому что род – постоянный признак существительного)

(на слайд)  Ребята, посмотрите на слайд, в русском языке есть существительные, которые можно отнести и к мужскому роду, и к женскому роду. Для них выделили особый род – общий. Эти существительные могут сочетаться с прилагательными, местоимениями и глаголами прошедшего времени как в форме мужского, так и в форме женского рода в зависимости от того, лицо какого пола они обозначают. (На слайде: маленькая плакса – маленький плакса)

Скажите, а как определить род существительных во множественном числе, например, в слове яблоки? (ставим в единственное). А какого рода слово яблоко? Какое слово-помощник мы подберём: оно моё. Какой это род? Средний.

Ребята, как вы думаете, а как определить род существительных, которые имеют только форму множественного числа, например, ножницы, очки? Запомните, род у таких существительных не определятся. (4,5 минуты)

Закрепление изученного материала:

В русском языке есть существительные, род которых сложно определить, подставив «он мой» или «она моя». Например, кофе, бандероль, какао. К чему надо обратиться, чтобы выяснить род таких слов? (к толковому словарю) А каких авторов толковых словарей вы знаете? (например, Даль, Ожегов) Давайте сейчас узнаем немного больше об одном из них. (Видео «Владимир Даль и его словарь») 3 минуты

Посмотрите на слайд; это статья из толкового словаря русского языкa Владимира Ивановича Даля. Обратите внимание, в каком месте указывается род. (показать толковый словарь) Это словарные слова, их род трудно определить, поэтому его нужно запомнить. Давайте запишем в тетрадь несколько таких слов. (Бандероль – посылка, кофе – напиток; на слайдах)

Посмотрите, чтобы лучше запомнить, к какому роду относится слово, его можно нарисовать. По желанию и, конечно, на хорошую оценку вы можете дома выбрать слово, род которого рудно определить, и по примеру нарисовать его на альбомном листе. (сказать на первом слайде) 2,5 минуты

Хорошо, сейчас обратите внимание на слайд. Вам даны словосочетания. Ваша задача – переписать, определить род существительных, вставить пропущенные окончания прилагательных. Запишите в тетрадях: упражнение №2. Первое словосочетание к доске… (проговаривать алгоритм определения рода и окончание прилагательного) (слова: горяч.. кофе, вкусн.. какао, высок.. тополь, сладк.. яблоко, вишнев.. повидло, знаменит.. фамилия, ласков.. кот, светл.. комната).

Ребята, скажите, можно определить род существительных по прилагательному, которое с этим существительным употребляется? Если бы окончания прилагательных не были пропущены, мы бы быстрее справились с заданием, согласны? 3 минуты

А сейчас давайте немного отдохнем. Физкультминутка «гимнастика для глаз»:

  1. Сделать глубокий вдох, затем, наклоняясь вперед к крышке парты, выдох (повторить 2 раза);
  2. Крепко зажмурить глаза, потом резко открыть (2 раза). 1 минута

Самостоятельная работа с самопроверкой:

Молодцы. Сейчас проверим себя в самостоятельной работе. Найдите на странице 125 упражнение 33. Прочитаем первое задание. (ребенок читает) Выполняете в тетради, определяете род каждого существительного и находите лишнее слово. 1 ряд – 1 пункт, 2 ряд – 2 пункт, 3 ряд – 3 пункт. Приступайте.

Проверим работу? (называть детей, 1 ребенок – 1 пункт)

У кого нет ни одной ошибки?

У кого 1или 2 ошибки? А есть те, у кого 3 и больше? Ребята, будьте внимательнее. 3 минуты

Отлично. Теперь давайте проговорим способы определения рода у имен существительных. Кто хочет начать?

  1. Заменяем существительное одним из местоимений: он, она, оно.
  2. По окончанию прилагательного, которое согласуется с этим существительным.
  3. Обращаемся к толковому словарю. 1 минута

3.Заключительная часть

Рефлексия. Самооценка

Подведем итоги урока.

Достаньте из своих конвертов фиолетовые листочки. Здесь вам нужно вставить пропущенные в правиле слова. Закройте свои учебники. Приступайте к выполнению задания.

Имена существительные делятся на _______, __________ и ______ род. Неряха, грязнуля, задира – это существительные ___________ рода. Род существительных, которые имеют только форму множественного числа (например, ножницы, очки)___________.

Готовы? Проверим, поменяйтесь карточкой с соседом по парте. Над каждым правильно вписанным словом ставьте плюс, если вписано неверное слово – ставьте минус.

Если у вашего соседа все 5 плюсов – поставьте ему оценку 5, если 4 плюса – оценку 4. Есть те, у кого 3 плюса? Ребята, будьте внимательнее. Все 5 плюсов – мы достигли цели нашего урока. Верните соседу листочек. 3 минуты

Домашнее задание (слайд) Правило, параграф 6, страницы 125-126. А задание у вас сегодня творческое. Дома составьте для своего соседа по парте карточку, в которую включите по 5 слов каждого рода, в том числе и общего. Слова запишите вразброс через запятую. И по желанию на альбомном листе нарисовать слово, род которого сложно определить. 1 минута

Оценки за урок

*** Что нового вы для себя сегодня открыли?

Спасибо вам за хорошую работу на уроке, до свидания.