ШКОЛА   ПОРТФОЛИО   КОНТАКТЫ

                                                                                      

Урок литературы по роману М.Твена «Приключения Тома Сойера»

Урок  литературы в 5 классе

Тема: «Выдумщик Том» (по роману М.Твена «Приключения Тома Сойера»).

Цели урока.

Образовательные:

а) формировать у учащихся умение понимать литературный текст,

б) совершенствовать умение работать с текстом.

УУД:  1. Коммуникативные УУД:

а) оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

  1. Познавательные УУД:

а) находить ответы в тексте художественного произведения.

Планируемый результат:

Предметные:

а) уметь работать с текстом,

б) пополнить словарный запас слов,

в) развить творческие способности.

Метапредметные:

а) уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей,

б) уметь слушать и понимать других.

Ход урока:

  1. Объявление темы и цели урока.

Учитель:

- Приветствую всех. Я уверена, что все вы любите приключения. А что такое приключение? (приключение – происшествие, неожиданный случай). Все мы любим читать книги о приключениях, тайнах, загадках, путешествиях. Мы с замиранием сердца следим за развитием событий, переживаем за героев, которые преодолевают препятствия, подвергаются опасности, вступают в схватки с врагами, защищают слабых, проявляют мужество, смелость, благородство.

И сегодня мы с вами окунемся в мир интересных приключений и выдумок. А поведет нас в этот мир известный американский писатель Марк Твен.

- Каких  героев Марка Твена вы знаете? ( принц и нищий, Гекльберри Финн и др.)                        

Он писал повести, рассказы, романы, автобиографические книги и новеллы.  Назовите самых известных персонажей Марка Твена? (Том Сойер и Гек Фин)

Вот сегодня Том Сойер и будет главным героем на уроке. Хотите познакомиться с ним поближе? Это и будет главное целью нашего с вами сегодняшнего урока. Мы с вами поиграем.

Тема урока: Выдумщик Том. (Слайд)

-Что это значит? Том прислал вам письмо. И к концу урока мы с вами должны узнать…  

(читаю письмо)

Письмо:

-Здравствуйте, ребята!

В очередной раз тетя Поли за мои проделки наказала меня, усадив за уроки. А я вместо того, чтобы писать скучный диктант, написал девиз моей жизни. Девиз я положил в шкатулку, которую отправляю вам. Откройте ее, и вы все узнаете.

- Вот шкатулка, а ключика нет. Чтобы ее открыть, нам нужен кодовый номер, но просто так мы его не получим. Для этого нам с вами надо будет пройти ряд испытаний. Справимся с ними - откроем шкатулку и узнаем девиз Тома.

Готовы?

- Перед вами 3 конверта. В каждом из них задание. По очереди мы будем открывать конверты с заданием. Выполнив задание, мы  узнаем цифру. Разместив последовательно все цифры, мы получим трехзначное число – и именно оно и будет нашим кодовым номером.

  1.  1 задание

(открываю конверт)

- Прослушайте биографию писателя (по статье учебника) и решите кроссворд (разложить на каждой парту копии кроссворда из конверта, выполняют в парах).  

(сообщение ученика)

Задания кроссворда:

  1. В какой стране родился Марк Твен? (США) 2. Настоящая фамилия писателя? (Клеменс) 3. Сколько Марку Твену было лет, когда он начал работать? (12) 4. Разбогатеть Марку не удалось, зато он стал … (кем?)? (Журналист) 5. Как звали друга Тома Сойера? (Гек)

             ( в кроссворде цветом выделены 4 буквы, из них получилось слово ИГРА)

Все справились? Какое слово получилось выделенным? (достаю из того же конверта напечатанную табличку слова)

             - Почему игра? ( Том любил играть)

             Переворачиваю слово, а там цифра 5 (пишу на доске). Итак, первая цифра у нас есть.    

                 Продолжаем.

  1. 2 задание

(открываю конверт и достаю задание)

- Вы уже прочитали 1 главу романа «Приключения Тома Сойера». Сейчас я буду задавать вопросы по этой главе, а вы на них отвечать. Главное, давать полный и правильный ответ.

Вопросы:                                                                                                                                                  

  1. В каком городе жил Том и его друзья? (Санкт-Петербург)
  2.  Как звали тетю Тома? (Полли)
  3.  Как звали младшего брата Тома? (Сид)
  4. Чем Сид отличался от Тома? (Сид послушный, тихоня)
  5.  Какой ниткой зашила тетя Полли воротник Тома? (белой)
  6. Кто выдал Тома? (Сид)
  7. Чему научился Том у негра? (свистеть)
  8. Почему Тому не понравился мальчик, которого он встретил на улице? (он был хорошо одет, франт (на доске определение слова)
  9. Как звали старшего брата Тома, которому он собирался пожаловаться? (никак, Том выдумал брата)
  10. Кто произнес после драки слова: «Проси пощады!» (Том)
  11. Кто встретил Тома, когда он весь оборванный и грязный вернулся домой? (тетя Полли)

- Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы. В итоге мы вспомнили сюжетную линию 1 главы. Достаю из того же  конверта напечатанную  цифру  3, пишу на доске.

Осталось узнать последнюю цифру.

Открываю последний конверт.

  1. 3 задание

 Впереди самое сложное задание.

Том – шалун и выдумщик. Он, с одной стороны, нам нравится, потому что он искренний, активный  мальчишка, с другой стороны, мы понимаем, что не всегда Том совершает хорошие поступки. Нужно ли его за это ругать, мы  выясним, прочитав весь роман. А сейчас задание.

Задание:

- Какие же хорошие и плохие поступки совершил Том? (3-4 поступка, по содержанию 1 главы), работа в парах, таблицы из конверта раздать одну на парту.

Хорошие поступки

Плохие поступки

1.                  Помог Джиму напилить дров.

2.                  Быстро забывает неприятности и невзгоды.

3.                  Настойчив в достижении своей цели.

1.                  Не пошел в школу.

2.                  Ест варенье в чулане.

3.                  Таскал сахар из сахарницы.

4.                  Мог поколотить даже за то, что человек праздно одет.

(можно предложить подсказки: сахар из сахарницы, варенье, школа, пилил дрова, франт, горд победой…).

- Проанализировав плохие и хорошие поступки Тома в 1 главе, мы понимаем, что поведение Тома не всегда правильное. Но из-за этого он нам меньше не нравится. Тогда почему он так поступает? Конечно, не со зла. Начитавшись историй о смелых и отважных разбойниках, которые борются за справедливость и помогают слабым, он ищет приключений в реальной жизни. И пусть взрослым не нравится то, что он делает, но ведь он всеми силами пытается изменить скучную и однообразную жизнь в городке. У Тома много хороших качеств, много хороших поступков он совершил. Но о них вы узнаете, прочитав весь роман Марка Твена.

Ну а пока… достаю из конверта цифру 6, пишу на доске.

Итак, получилось 536

536 – кодовое слово для шкатулки.

Достаем девиз из шкатулки.

Девиз: «Умею превратить неприятную деятельность в интересную и яркую игру» (слайд)

- Согласитесь, у него это получилось.

  1. Итоги урока, дом. задание.

Как думаете, что бы посоветовал Вам, ребята, Том Сойер, если бы вы обратились к нему за помощью в трудную минуту?

(слайд) Всюду в жизни умей находить смешное, никогда не вешай носа. Да/нет

Никогда не вступай в защиту друзей, а то и тебе достанется. Да/нет

Без поиска, без упорства не прожить жизнь достойно. Да/нет

Не напрягайся, живи без цели. Пусть всё идёт своим чередом. Да/нет

 

- Что же вы сегодня узнали? Вам понравился Том? Вы хотите прочитать все произведение и узнать, какие еще ждут нашего героя интересные приключения?

 

Отметки за работу. За ответы на уроке, активность.

Дом. зад.: нарисовать словесный портрет Тома (5-7 предл.)