ШКОЛА   ПОРТФОЛИО   КОНТАКТЫ

                                                                                      

Статья "Как привить детям любовь к чтению"

 Статья: Как привить детям любовь к чтению

Голоборщева Н.С.

Аннотация: в статье раскрываются основные причины упадка заинтересованности в чтении книг у современных детей. Объясняется, какую роль при этом играют инновационные технологии, окружающая обстановка, а также пример, подаваемый родителями. На основании всех изложенных причин приводятся некоторые способы, как заинтересовать ребенка чтением, пробудить у него любовь к классической литературе.

 

Ни для кого не секрет, что современные дети проявляют все меньший интерес к чтению художественной литературы. Тяжелые книги в толстых, потрепанных временем обложках, изящные чернильницы и роскошные перья, так долго символизировавшие высокую культуру, исчезли, и мир замер в тревожном ожидании конца цивилизации. Ведь с прекращением чтения книг исчезнет самый главный канал передачи опыта между поколениями.

Сейчас все большие обороты набирает так называемое «механическое чтение». Дети, которых родители с самого раннего детства заставляют читать, оперируя самыми разными принуждающими факторами, как сокращение времени компьютерных игр или ограничение в сладостях, действительно идут в школу хорошо подкованными в области беглого чтения. Но проблема в том, что это чтение не подкреплено визуализацией, фантазией. Если такого читающего ребенка попросить пересказать прочитанный им текст, то он не сможет ответить ничего. Тут работает кратковременная память, которая хорошо развивается в процессе компьютерных игр, ведь информация в них теряет свою актуальность при переходе от одной игры к другой, а потому быстро перестает быть интересной.

Таким образов, у современных детей напрочь отсутствует интерес даже не к самому чтению книг, а к информации, в них содержащейся. Будто выключается фантазия и чувственное восприятие, позволяющие вжиться в героев книг, прочувствовать их переживания. Кому интересно читать китайские иероглифы, пусть вы и знакомы с их фонетикой?

На самом деле, современные дети довольно быстро начинают читать, как только им удается дорваться до компьютера. Компьютерные игры и сеть Интернет требуют от них элементарного уровня чтения, что является довольно сильной мотивации в овладении этим навыком. Компьютерные технологии более привлекательны для детей, нежели обычные текстовые книги, во многом потому, что создают иллюзию причастности к чему-то большему, массовому. Они заставляют поверить, что у тебя много друзей, хоть и обозначенных лишь никнеймом и иконками на мониторе, но все же по ту сторону экрана живые люди, а не давно умершие писатели.

Снижение ценности чтения книг для современного ребенка является только его адаптацией к изменившимся условиям развития. Дети не стали менее любопытны, просто их любопытство направлено на реализацию себя в интернет-сетях и видеоиграх. Мы наблюдаем последствия гуманитарной революции, связанной с быстрым переходом от устной речи к письменной, ведь на данном моменте развития технологий львиная боля общения у детей заключается в интернет-переписках, а не в живом общении.

Вместе с падением интереса к чтению падает общий уровень интеллектуальной культуры. Происходит смещение акцента с производства высоких культурных ценностей на потребление всего нового, забавного, интересного. Так не развить мышление.

Самым важным и действенным, на мой взгляд, приемом повышения мотивации к чтению у детей является родительский пример. Дети всегда повторяют за родителями, сознательно или нет, но это факт. Если они не видят дома никого, погруженного в какую-либо книгу, никого, действительно заинтересованного в чтении, наслаждающегося им, то глупо надеяться, что сам ребенок потянется к книжке.

Чтобы дети хотели читать книги, они должны вырасти в окружении книг. Современные интерьеры домов довольно изящны и практичны, стоят уйму средств, но вот беда: в этом празднике состоятельности и тонкого вкуса нет места атавизму книжных переплетов. Так как же дети, выросшие в таких условиях, поймут всю ценность книг? В домах европейцев чрезвычайно ценятся и берегутся старинные библиотеки или хотя бы их остатки. В доме с книжным шкафом, в котором можно покопаться хотя бы тайком, вырастет читающий ребенок.

Еще один важный момент: чтобы заинтересовать ребенка каким-нибудь рассказом, нужно заинтересоваться им самому. Как бы то ни было, ребенку необходим ваш интерес к его деятельности, и хорошая история, разделенная на двоих, прекрасный повод не только заинтересовать ребенка чтением, но и стать ближе друг к другу.

Самая главная болезнь чтения – выключение фантазии, абсолютная механизация процесса. Чтобы привлечь должное внимание, повысить интерес к чтению, нужно учить ребенка сочинять, вместе с ним сочинять истории. Интерес к придуманным им самим мирам лежит в основе потребности читать толстые книжки в будущем. Пересказывая старые сказки на новый лад, приписывая героям невероятные поступки, можно сформировать у ребенка творческое воображение. А дети с таким воображением со временем начинают искать более занятные, более сложные истории, чем те, которые могут придумать они сами. Такие дети тянутся к книгам.

Нужно учить с ребенком стихи. Детское стихотворение, размер выученного текста — это, говоря современным языком, формат текста, который ребенок может понять, связать, запомнить и пересказать за раз. Это «устойчивая порция», «квант», «единица» чтения. У детей, которые сразу сели за компьютеры, как правило, не сформирована устная речь и умение связно изложить свою мысль другому человеку. Навыки «игр с текстами» нарабатываются, по большей части, в устной речи, в передаче материала своими словами.

Для оптимизации интереса к чтению можно использовать и более творческий метод: разыгрывать спектакли по мотивам известных сказок. Детям интересны отношения между людьми, необычными персонажами. Можно сказать, они начинают усваивать искусство диалога и делают еще один важный шаг на пути к формированию сюжетного мышления.

И только теперь, когда приняты все основные меры по развитию у ребенка творческого, художественного мышления, можно уделять большое внимание непосредственно самому чтению. Раньше техника чтения отставала от воображения, и это было основной мотивацией быстрее научиться бегло читать, чтобы удовлетворить потребность в новой интересной истории.

В современном мире наша основная задача в этом отношении – создать все необходимые условия для возникновения такой ситуации. Ситуации, когда фантазия ребенка сама потребует новые знания, которые сможет получить лишь одним способом – чтением книг.

Список литературы:

  1. Антоненко С. Поколение, застигнутое сумерками.// Новый мир. – 1999. - №4. – с.176 – 185.
  2. Денисова Е. В стороне, но не по своей вине…Компьютеризацией увлеклись, а про книгу забыли// Учительская газета.- 2014.- №2.- С. 10.
  3. Нил Гейман. Почему наше будущее зависит от чтения. livejournal.com/77534.htm
  4. Школа чтения: Опыт, теории, размышления: Хрестоматия / Сост. И.И. Тихомирова.- М.: Школьная библиотека, 2006.- 304с. 1.
  5. https://rg.ru/2019/06/06/psiholog-obiasnila-kak-zainteresovat-rebenka-chteniem.html